Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

Информация о профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних

Информация прокуратуры г. Санкт-Петербурга

Информация от УМВД России об опасности распространения потребления никотинсодержащих бестабачных смесей среди школьников

Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.

К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически  несостоятельных семей с детьми;

– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им  по итогам диспансеризации помощь;

– доступность табака, алкоголя, наркотиков.

Состояние семьи, ее атмосфера:

– неполная семья;

– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

– низкий социально-культурный уровень родителей;

– отсутствие семейных традиций;

– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

– отрицание самоценности ребенка;

– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);

– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;

– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

К внутренним факторам риска относятся:

ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Признаками проблемных детей могут являться:

  1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации  на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

  1. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

  1. Негативные проявления: употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, тяга к азартным играм, курение, нездоровые сексуальные проявления.
  2. Негативизм в оценке действительности.
  3. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: грубость, драки, прогулы, пропуски занятий, недисциплинированность на уроках, избиение слабых, младших, вымогательство, жестокое отношение к животным, воровство, нарушение общественного порядка, немотивированные поступки.
  4. Отношение к воспитательным мероприятиям: равнодушное, скептическое, негативное, ожесточенное.

Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
На педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.

 

Направления деятельности по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних

Основные направления профилактической работы.

Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуально

Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости.

Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость ребенка «группы риска» в свободное время.

Каждый триместр заслушивать детей «группы риска» на классных часах. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.

Вовлекать детей «группы риска» в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использовать общественные поручения.

Обучать детей «группы риска» методам самовоспитания.

Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.

Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками ОДН ОМВД.

Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).

Психологические аспекты

Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.

В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.

Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.

Не ставьте на ребенке крест.

Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.


Разрушительные последствия употребления психоактивных веществ

От соблазна к кошмару

Человек, обретший зависимость, перестаёт принадлежать самому себе. Во что превращается его жизнь со временем? – В постоянное и безоговорочное подчинение «объекту поклонения», потому что без него существование становится невозможным. Подобное пристрастие лежит в основе всех вредных привычек, которым подвергаются люди: алкоголизма, курения, наркомании. От них крайне сложно отучить организм, особенно если «порабощающие» психоактивные вещества попадают в него уже достаточно долгое время и на регулярной основе. И от соблазна – желания расслабиться, заглушить стресс, просто «один раз попробовать» или быть «своим» в новой компании, – человек может прийти к сущему кошмару, потеряв как физическое, так и психическое здоровье. Если, конечно, вовремя не остановится.

Психоактивные вещества: общая информация

Психоактивные вещества – любые химические вещества или смеси естественного или искусственного происхождения, влияющие на функционирование центральной нервной системы и приводящие к изменению психического состояния человека.

Существуют различные классификации психоактивных веществ: по происхождению, химическому строению, фармакологическим свойствам, способу действия на организм. Например, согласно последней выделяется четыре группы ПАВ:

  • Депрессанты (вещества, угнетающие нервную систему)
  • Стимуляторы (вещества, стимулирующие нервную систему)
  • Галлюциногены (вещества, способные в той или иной мере вызывать галлюцинации)
  • Психотропные средства (препараты для лечения психики)

Каждый из нас пусть в минимальных дозах, но сталкивается с психоактивными веществами практически ежедневно. Кофеин, например, содержится в кофе и чае, а никотин вынуждены «пассивно» вдыхать и те, кто не курит. По незнанию злоупотребив мускатными орехами, в которых содержатся элимицин и сиамфетамин, есть вероятность получить наркотическое опьянение. Конечно, подобные случаи редки, а чай и кофе едва ли принесут здоровью человека сильный вред. К психоактивным веществам, являющимся предметом злоупотребления и зависимости, чаще всего, относят:

  • Алкоголь
  • Наркотики (опиум и производные)
  • Седативные препараты (барбитураты)
  • Стимуляторы (кокаин и амфетамины)
  • Успокоительные препараты (бензодиазепины)
  • Галлюциногены (ЛСД и РСР)

Какой эффект на организм оказывают ПАВ

В организм человека психоактивные вещества могут попасть самыми различными способами: перорально (через пищеварительную систему), парентерально (внутримышечно или внутривенно), интраназально (путём вдыхания через носоглотку), а также через лёгкие путём курения и вдыхания паров.

ПАВ оказывают влияние на центральную нервную систему на любом уровне её функционирования: молекулярном, клеточном, системном, синаптическом. Каждое такое влияние приводит к изменению обмена веществ на одном из них /уровней/. В результате принимающий психоактивное вещество первоначально может испытывать:

  • Снижение нервного напряжения и тревоги
  • Релаксацию, приятные фантазии, эйфорию
  • Изменение настроения, мышления, поведения
  • Прекращение физической боли
  • Облегчение общения
  • Ощущение бодрости и уверенности в себе
  • Снижение чувства усталости
  • Ступор

Разумеется, разные ПАВ вызывают разные реакции организма, однако завершается всё примерно одинаково: эффекты эйфории, релаксации и прострации сменяет негативная фаза – так называемая ломка, когда зависимому хочется новых и новых доз.

Частое употребление психоактивных веществ влечёт за собой опасные для жизни последствия. Так, например, опиаты (опиум, героин, кодеин, метадон) резко снижают иммунитет, приводят к заболеваниям гепатитом, сифилисом, СПИДом, повреждают печень, лёгкие, сердце, повышают риск развития гнойно-инфекционных болезней и энцефалопатии. Каннабиолы (препараты из конопли: марихуана, анаша, гашиш и пр.) вызывают снижение познавательных способностей человека: ухудшение памяти, понимания, нарушение внимания, невозможность сосредоточиться. Кроме того, потребление наркотиков из конопли провоцирует потребление других – более серьёзных – средств. Психостимуляторы (кокаин, метамфетамин, амфетамин, эфедрон) влекут за собой аритмии, внезапную остановку сердца, тяжёлые депрессии, психозы, развитие слабоумия, паралич нижних конечностей. Злоупотребление седативно-снотворными веществами (барбитураты) вызывает бессонницу, психозы с галлюцинациями и бредом, дистрофию сердечной мышцы и печени. Галлюциногены (ЛСД, PCP) губительны для психологического здоровья и крайне агрессивны в отношении головного мозга.

«Когда мы можем остановиться, мы не хотим. Когда мы хотим остановиться, мы не можем». Формирование зависимости от ПАВ

Как правило, формирование зависимости от психоактивных веществ связывают с их систематическим употреблением. Хотя действие этих средств на человека очень индивидуально, и порой ими не надо даже злоупотреблять, чтобы пристраститься.

Физиологическая зависимость возникает, когда организм человека привыкает к регулярному экзогенному поступлению участвующих в метаболизме веществ внутрь и снижает их эндогенную выработку. В результате при прекращении их поступления в нём возникает обусловленная физиологическими процессами потребность в ПАВ. Психологическая зависимость связана в основном с приятными ощущениями от веществ, стимулирующими больного к повторению опыта их употребления. Специалисты отмечают, что наиболее быстро зависимость развивается при приёме героина, кокаина и амфетамина.

Наркомана (в широком понимании слова) выдают такие признаки, как:

  • Бледность кожи
  • Расширенные или суженные зрачки
  • Покрасневшие или мутные глаза
  • Потеря аппетита или, напротив, чрезмерное употребление пищи
  • Замедленная речь
  • Трудность в сосредоточении
  • Ухудшение памяти
  • Плохая координация движений
  • Безразличие к происходящему вокруг
  • Неадекватная реакция на критику
  • Частая смена настроения
  • Уходы из дома, прогулы занятий
  • Частые просьбы одолжить денег

Чем дольше человек употребляет психоактивные вещества, тем сложнее ему от них отказаться.

Употребление психоактивных веществ как серьёзная общественная проблема

По данным статистики, 0,2 % смертей в мире вызвано злоупотреблением наркотиками, 1,5 % – алкоголем, 6 % – курением. Число людей с заболеваниями, которые повлёк за собой приём психоактивных веществ, составляет более 500 миллионов. Такие цифры позволяют говорить о том, что употребление ПАВ является глобальной проблемой современного мира – медико-социальной, экономической, оказывающей негативное влияние на здоровье людей, благополучие семей, общества и государства в целом.

Чаще всего злоупотребление психоактивными веществами наблюдается среди подростков, варьируясь при этом в зависимости от района проживания, расовой и этнической принадлежности, рода деятельности и других демографических показателей. В странах ЕС и США от 20 % до 50 % молодёжи принимает марихуану, кокаин, синтетические наркотики, галлюциногены. В России уровень употребления наркотиков среди подростков составляет 13,1 %, алкоголя – 80,8 %, табакокурения – 49,5 %.


Информационные материалы по правовому просвещению

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних, а также взрослых лиц, совершивших преступления и правонарушения в их отношении

Выписка из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Выписка из Уголовного кодекса Российской Федерации

Детский телефон доверия

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Время не ждет: ранняя профилактика вовлечения детей в противоправное поведение

Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений

Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения

Реабилитационная деятельность в отношении воспитанников образовательных учреждений, пострадавших от жестокого обращения

Профилактика экстремистских проявлений

Анкеты для проведения исследований с целью предупреждения различных форм экстремистских проявлений среди обучающихся

Федеральный список экстремистких материалов

Лингвистические проявления экстремизма

Методические рекомендации «О современных формах работы с обучающимися образовательных учреждений по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних»

Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде 2014

Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде 2015

Безопасность детских образовательных учреждений. Рекомендации по оснащению школ, детских садов, интернатов, детских домов техническими системами безопасности и жизнеобеспечения

Методические рекомендации Национального антитеррористического комитета по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации

Памятка по недопущению вовлечения в организации националистического толка

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753)

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической