Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

Информация о профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних

Информация прокуратуры г. Санкт-Петербурга

 

Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.

К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически  несостоятельных семей с детьми;

– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им  по итогам диспансеризации помощь;

– доступность табака, алкоголя, наркотиков.

Состояние семьи, ее атмосфера:

– неполная семья;

– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

– низкий социально-культурный уровень родителей;

– отсутствие семейных традиций;

– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

– отрицание самоценности ребенка;

– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);

– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;

– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

К внутренним факторам риска относятся:

ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Признаками проблемных детей могут являться:

  1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации  на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

  1. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

  1. Негативные проявления: употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, тяга к азартным играм, курение, нездоровые сексуальные проявления.
  2. Негативизм в оценке действительности.
  3. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: грубость, драки, прогулы, пропуски занятий, недисциплинированность на уроках, избиение слабых, младших, вымогательство, жестокое отношение к животным, воровство, нарушение общественного порядка, немотивированные поступки.
  4. Отношение к воспитательным мероприятиям: равнодушное, скептическое, негативное, ожесточенное.

Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
На педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.

 

Направления деятельности по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних

Основные направления профилактической работы.

Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуально

Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости.

Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость ребенка «группы риска» в свободное время.

Каждый триместр заслушивать детей «группы риска» на классных часах. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.

Вовлекать детей «группы риска» в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использовать общественные поручения.

Обучать детей «группы риска» методам самовоспитания.

Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.

Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками ОДН ОМВД.

Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).

Психологические аспекты

Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.

В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.

Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.

Не ставьте на ребенке крест.

Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

 

Информационные материалы по правовому просвещению

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних, а также взрослых лиц, совершивших преступления и правонарушения в их отношении

Выписка из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Выписка из Уголовного кодекса Российской Федерации

Детский телефон доверия

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Время не ждет: ранняя профилактика вовлечения детей в противоправное поведение

Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений

Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения

Реабилитационная деятельность в отношении воспитанников образовательных учреждений, пострадавших от жестокого обращения

Профилактика экстремистских проявлений

Анкеты для проведения исследований с целью предупреждения различных форм экстремистских проявлений среди обучающихся

Федеральный список экстремистких материалов

Лингвистические проявления экстремизма

Методические рекомендации «О современных формах работы с обучающимися образовательных учреждений по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних»

Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде 2014

Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде 2015

Безопасность детских образовательных учреждений. Рекомендации по оснащению школ, детских садов, интернатов, детских домов техническими системами безопасности и жизнеобеспечения

Методические рекомендации Национального антитеррористического комитета по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации

Памятка по недопущению вовлечения в организации националистического толка

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753)

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической