Профориентация

Для выпускников 2019!

Основные профориентационные понятия

Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции: пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам и активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.

Мотив: 1) Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. 2) Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется. 3) Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотивы профессиональной деятельности – это внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и др.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и др.).

Отношение – сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом или группой какого — либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий. Таким образом, отношение к социальному объекту, явлению или ситуации проявляется через:

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребности человека в контексте профессиональной деятельности по сути приравниваются к мотивам профессиональной деятельности.

Предприниматель– владелец капитала, занимающийся управлением предприятия для продажи товаров или услуг ради прибыли. Может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом. Статус предпринимателя приобретается после регистрации субъекта в порядке, установленном законодательными актами.

Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Профессиональная ориентация – это комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию выбора профессии и процесса трудоустройства с учетом индивидуальных особенностей.

Профессионально важные качества – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучение и осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации.

Профессиональные ценности — любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для человека в процессе профессиональной деятельности. В качестве профессиональных ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для человека конкретные материальные блага.

Профессиональный план – это образ, мысленное представление профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана следующие: главная цель; цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей; пути и средства достижения ближайших жизненных целей; внешние условия достижения целей; внутренние условия достижения целей; запасные варианты целей и пути их достижения.

Профессия/должность: Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки и при этом служит источником дохода. Должность – это служебная обязанность в учреждении или предприятии. Иногда названия профессии может совпадать с должностью, например, менеджер – это и профессия и должность. Определенные знания и умения могут приобретаться не только в процессе обучения, но и в процессе трудовой деятельности, поэтому появляются новые профессии, по которым нет специальной подготовки в рамках образовательных учреждений, например брокер, мерчендайзер, промоутер и т.д. В тоже время, многие организации исходя из своих потребностей, открывают новые должности, которые не являются профессиями, такие как торговый представитель, оператор call- центра.

Профессия/сфера деятельности: Существуют различные классификации профессий. Самая общая – по отраслям (принятая в экономике). Например, тяжелая промышленность, транспорт, финансы, образование, сельское хозяйство, искусство и т.д. Но для помощи при выборе профессии эта классификация не подходит, так как в каждой отрасли или сфере деятельности существует целый ряд совершенно разных профессий и должностей, это могут быть и профессии необходимые только в этой сфере деятельности, и профессии/ должности, которые необходимы в различных отраслях, например бухгалтер, секретарь, инспектор отдела кадров, кладовщик и т.д.

Решительность – способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения личности. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Ценности – любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для человека. В качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для человека конкретные материальные блага.

Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

 

Образовательные выставки: https://expomap.ru/expotheme/obrazovanie/city/saintpetersburg

  

Государственная информационная система  «Навигатор профессий Санкт-Петербурга»:

https://marvelapp.com/adj85gh/screen/51819959 

 

 ВЫБОР ПРОФЕССИИ. ТЕСТЫ НА ПРОФОРИЕНТАЦИЮ

(8-11 классы)

 

1.Определение профессиональных интересов и склонностей подростков по методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова

  1. Определение типов личности учащихся в связи с профориентацией по методике: Д.Голланда
  2. Определение типов личности учащихся в связи с профориентацией по тесту Д. Кеерси
  3. Исследование мотивации учения, интересов учащихся
  4. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (профориентация)

 

Современные подходы к профориентации школьников — смотреть здесь