Учебные предметы | Аннотации к рабочим программам | Рабочие программы дисциплин |
Литература | Рабочая программа по курсу «Литература» для обучающихся
5 – 7 классов ГБОУ СОШ № 210 Центрального района Санкт-Петербурга разработана на основе: • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ); • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»; • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»; • Учебный план ГБОУ СОШ № 210 Центрального района Санкт-Петербурга – 2017–2018 гг. • Примерная Программа по литературе к учебнику для 5-7 классов общеобразовательной школы авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М. : Просвещение, 2012). • Учебно-методический комплекс 5-11 классов;
Требования к уровню подготовки учащихся 5-7 классов:
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы направлено на достижение следующих целей: • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); • использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; • выразительное чтение художественного текста; • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; • анализ и интерпретация произведения; • составление планов и написание отзывов о произведениях; • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними; • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Личностные • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.). Метапредметные • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX–XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и своего отношения к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. У учащихся формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Учащиеся должны знать: • авторов и содержание изученных произведений; • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления). Учащиеся должны уметь: • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов; • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа); • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению; • выявлять основную нравственную проблематику произведения; • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними; • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении; • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому; • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ); • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки; • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие); • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ); • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет); • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки; • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений; • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни. |
Основная школа
5-7 классы (ФГОС) |
Литература | Рабочая программа по курсу «Литература» для обучающихся
8 – 9 классов ГБОУ СОШ № 210 Центрального района Санкт-Петербурга разработана на основе: — Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.04.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, среднего (полного) общего образования»; — Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации 09.03.2014 № 1312; — Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга; — Основная образовательная программа основного общего образования (8 – 9 классы); — Годовой календарный план-график; — Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга: пояснительная записка, учебный план; — Учебно-методический комплекс 5-11 классов;
Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов: Предметные результаты 1) в познавательной сфере: — совершенствовать компетентности, необходимые для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения; — понимать ключевые проблемы изученных произведений; — понимать актуальность изучаемых произведений, связывая их с эпохой написания, выявляя вневременное значение; — формировать навыки анализа литературных произведений (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей, обнаружение позиции автора в произведении); — понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; — читать научно-популярные и художественные тексты; — владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: — приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры; — формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры; — интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией; — уметь характеризовать темы и проблематику изучаемых произведения 3) в коммуникативной сфере: — формировать компетентности осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного; — формировать компетентности, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа; — создавать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений; — создавать творческие работы — писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос; 4) в эстетической сфере: — понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; — формировать эстетический вкус; — развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции; — понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
|
Основная школа
8-9 классы |
Литература | Рабочая программа по курсу «Литература» для обучающихся
10-11 классов ГБОУ СОШ № 210 Центрального района Санкт-Петербурга разработана на основе: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.04.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, среднего (полного) общего образования» — Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации 09.03.2014 № 1312; — Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга; — Основная образовательная программа основного общего образования (10 –11 классы); — Годовой календарный план-график; — Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга: пояснительная записка, учебный план; — Учебно-методический комплекс 5-11 классов.
Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет; • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики. Основные теоретико-литературные понятия курса − Художественная литература как искусство слова. − Художественный образ. − Содержание и форма. − Художественный вымысел, фантастика. − Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века. − Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. − Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. − Деталь. Символ. − Психологизм. Народность. Историзм. − Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. − Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений — Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. — Выразительное чтение. — Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). — Заучивание наизусть стихотворных текстов. — Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. — Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. — Составление планов и написание отзывов о произведениях. — Написание изложений с элементами сочинения. — Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. — Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. — Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. — Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Требования к уровню подготовки учащихся 10–11 классов:
1) в познавательной сфере: — совершенствовать компетентности, необходимые для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения; — понимать ключевые проблемы изученных произведений; — понимать актуальность изучаемых произведений .. с эпохой их написания, выявлять вневременное значение; — формировать навыки анализа литературных произведений (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей); — понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; — читать научно-популярные и художественные тексты; — владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: — приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры; — формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры; — интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией; — уметь характеризовать темы и проблематику изучаемых произведения (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.). 3) в коммуникативной сфере: — формировать компетентности осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного; — формировать компетентности, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа; — создавать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений; — создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы; — писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос; 4) в эстетической сфере: — понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; — формировать эстетический вкус; — развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции; — понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Предметные результаты Сформировать ключевые предметные умения: — понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы; — понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности; — читать научно-популярные и художественные тексты. Читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.; — пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжет, фабулу, фрагмент текста и др.; — формулировать собственное отношение к произведениям литературы; — анализировать художественные произведения разных родов и жанров, осуществляя целостный и фрагментарный анализ; — на практике выявлять художественные тропы (сравнение, эпитет, оксюморон, метонимию, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу, литоту); — на практике определять основные стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест); — писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 200 слов в 7-11 классах) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов. Писать и защищать рефераты; — практически определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической эпохе; — исследовать художественное произведение, выявляя понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов; — характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения; — уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.). — на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы. — на практике узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.); • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; • определять род и жанр произведения; • сопоставлять литературные произведения; • выявлять авторскую позицию; • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • поиска нужной информации в справочных материалах; • развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям; • ведения аргументированной полемики; • определения круга чтения и оценки литературных произведений; • самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ. |
Старшая школа
10-11 классы |