Аннотация к рабочим программам по биологии 5-9 класс
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по биологии для основной школы и предусматривает изучение предмета в объеме:
5 класс – 34 часа, 6- 34 ч., 7- 68 ч., 8- 68 ч., 9-68 ч.
Программа 5-го класса соответствует стандарту ФГОС ООО.
Аннотация к рабочей программе по биологии в 10-11 классах.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и программы курса «Биология» для 10-11 классов (базовый уровень)» под авторством И. Н. Пономаревой,
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 и 11 классов (базовый уровень) предусматривает обучение биологии в объеме 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю). Данная программа является продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством В.И. Сивоглазова.
Программа для 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материала более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе, его обязательный минимум содержания среднего (полного) образования. Цель программы — обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы. Особенностями программы являются: — формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; — усиление внимания к изучению биологического разнообразия как исключительной ценности органического мира. К изучению живой природы родного края и бережному отношению к ней; — обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики; — обогащение учебного материала идеями историзма, гуманизма и патриотизма; — изучение содержания курса в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности; — раскрытие общебиологических процессов и закономерностей живой природы на основе принципов доступности с опорой на преемственность знаний и умений, приобретенных при изучении предшествующих курсов биологии; — подготовка выпускников к пониманию ценностной роли биологии в практической деятельности общества. Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиции разных структурных уровней организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов Е.Т. Захарова. Общая биология. Учебник для 10, 11 класса. — М.: Дрофа, 2010
Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни; медико-генетическое консультирование — эти и другие темы помогут учащимся корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение лабораторных работ.