Рабочая программа разработана на основе программы учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для основной школы Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга», программы учебных курсов для учащихся основной школы. СПб.: СМИО Пресс, 2002 и в соответствии с методическими рекомендациями по преподаванию учебных предметов с учётом примерного учебного плана образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2010/11 уч. г. «История и культура Санкт-Петербурга», в соответствии с которым на изучение истории и культуры Санкт-Петербурга в 5 классе выделено 34 ч. (1 ч. в неделю),
Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.
Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адаптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.
Непростая задача знакомить учащихся с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.
Предмет истории и культуры Петербурга как раз и направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка.
При таком подходе город станет для детей развивающей средой, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор.