Информация о профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних
Информация прокуратуры г. Санкт-Петербурга
Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.
К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:
Процессы, происходящие в обществе:
– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;
– доступность табака, алкоголя, наркотиков.
Состояние семьи, ее атмосфера:
– неполная семья;
– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
– низкий социально-культурный уровень родителей;
– отсутствие семейных традиций;
– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
– отрицание самоценности ребенка;
– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);
– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;
– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
К внутренним факторам риска относятся:
ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Признаками проблемных детей могут являться:
- Уклонение от учебы вследствие:
– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации на другие виды деятельности;
– отсутствия познавательных интересов.
- Низкая общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
- Негативные проявления: употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, тяга к азартным играм, курение, нездоровые сексуальные проявления.
- Негативизм в оценке действительности.
- Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: грубость, драки, прогулы, пропуски занятий, недисциплинированность на уроках, избиение слабых, младших, вымогательство, жестокое отношение к животным, воровство, нарушение общественного порядка, немотивированные поступки.
- Отношение к воспитательным мероприятиям: равнодушное, скептическое, негативное, ожесточенное.
Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
На педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.
Направления деятельности по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних
Основные направления профилактической работы.
Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуально
Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости.
Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость ребенка «группы риска» в свободное время.
Каждый триместр заслушивать детей «группы риска» на классных часах. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.
Вовлекать детей «группы риска» в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использовать общественные поручения.
Обучать детей «группы риска» методам самовоспитания.
Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками ОДН ОМВД.
Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).
Психологические аспекты
Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
Не ставьте на ребенке крест.
Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
Информационные материалы по правовому просвещению
Выписка из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Выписка из Уголовного кодекса Российской Федерации
Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
Время не ждет: ранняя профилактика вовлечения детей в противоправное поведение
Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений
Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения
Профилактика экстремистских проявлений
Федеральный список экстремистких материалов
Лингвистические проявления экстремизма
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде 2014
Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде 2015
Памятка по недопущению вовлечения в организации националистического толка
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической