Советы родителям

ПАМЯТКА ОТ РЕБЕНКА

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
  • Не будьте непоследовательным. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить, это поколеблет мою веру в вас.
  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших «побед».
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на их продолжение.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится на много хуже. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
  • Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы не будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
  • Относитесь ко мне также, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше, подражая примерам, а не подвергаясь критике.

И кроме того, я вас очень сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью тоже  …

ПАМЯТКА ОТ ПСИХОЛОГА

Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

Не торопитесь. Умение рассчитать время ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.

Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.

Не в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, не балуйся!», «Веди себя хорошо!» и т.д. Пожелайте ему успехов.

Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытываетесь, пусть успокоится, тогда и расскажет обо всем сам.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.

В общении с ребенком постарайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то  …  ». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

Найдите в течение дня хотя бы полчасика, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на телевизор, домашние заботы, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят сказки перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,

Учатся осуждать.

Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,

Знают, как нападать.

Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,

Впитывают робость.

Много и часто СТЫДИМЫЕ —

С виною своей неразлучны.

Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,

Постигают науку терпения.

Воспитанные ОБОДРЯЮЩИМ СЛОВОМ

Умеют верить в себя.

Дети, взращенные ПОХВАЛОЮ,

Умеют видеть хорошее.

А воспитание СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ

Учит детей доверию.

Дети, воспитанные ОДОБРЕНИЕМ,

Живут с собою в ладу.

Одаренные ДРУЖБОЙ, ДУШЕВНЫМ ТЕПЛОМ —

Находят в мире любовь.

Сэлли Фельдман

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВЫПУСКНИКОВ 9 И 11 КЛАССОВ

Почему они так волнуются?

  • Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.
  • Сомневаются в собственных способностях: умении логи­чески мыслить, анализировать, концентрировать и рас­пределять внимание.
  • Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей — тревожности, неуверенности в себе.
  • Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.
  • Испытывают повышенную ответственность перед роди­телями и школой.

Каждая из этих причин может в той или иной степени вли­ять на состояние вашего ребенка.

Чем вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?

Вы можете:

  • Собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности.
  • Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы:
    • откажитесь от упреков, доверяйте ребенку;
    • если школьник хочет работать под музыку, не надо это­му препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
  • Участвовать в подготовке к ЕГЭ:
  • Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
  • Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» — основная подготовка проводится днем, если «сова» — вечером.
  • Проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Ус­тановите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых вы­пускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошиб­ки и обсудите, почему они возникли.
  • Организовать режим (именно родители могут помочь сво­ему ребенку наиболее эффективно распорядиться време­нем и силами при подготовке к ЕГЭ).
  • Во время подготовки ребенок должен регулярно делать ко­роткие перерывы.
  • Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзаме­на он раньше прекратит подготовку, сходит на прогул­ку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобрете­ние знаний.