Аннотация к рабочей программе по русскому языку

Учебные предметы Аннотации к рабочим программам дисциплинам Рабочие программы дисциплин
Русский язык Рабочая программа по курсу «Русский язык» для обучающихся

5 – 7 классов ГБОУ СОШ № 210  Центрального района Санкт-Петербурга разработана на основе следующих законодательных актов:

— Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

— Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

— Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

— Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

— Примерная программа по русскому (родному) языку для основных школ;

— Рабочая программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов (авторы программы М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н.М. Шанский)

— Годовой календарный план-график;

— Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга: пояснительная записка, учебный план;

— Учебно-методический комплекс 5-11 классов.

 

Требования к подготовке учащихся 5-7 классов

 

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

•           воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

•           совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

•           освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

•           формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

•           коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

•           интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

•           информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

•           организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные результаты  

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты     

1) владение видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; формирование способности использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты  

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) узнавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Основная школа 5 – 7 классы (ФГОС)
Русский язык Рабочая программа по курсу «Русский язык» для обучающихся

8 – 9 классов ГБОУ СОШ № 210  Центрального района Санкт-Петербурга разработана на основе следующих законодательных актов:

— Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»

— Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации  от 05.04.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, среднего (полного) общего образования»

— Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации 09.03.2014 № 1312;

— Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга;

— Основная образовательная программа основного общего образования (8 – 9 классы);

— Годовой календарный план-график;

— Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга: пояснительная записка, учебный план;

— Учебно-методический комплекс 5-11 классов;

 

Требования к подготовке учащихся 8-9 классов

 

Учащиеся должны знать:

•         Роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства национального общения;

•         Основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах

•         Изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

•         Основные единицы языка, их признаки;

•         Смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;

•         Признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;

•         Признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

•         Функционально-смысловые типы речи, их признаки;

•         Основные единицы языка, их признаки;

•         Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

•         Различать изученные стили речи;

•         Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

•         Опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа;

Аудирование и чтение

•         Адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

•         Владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное. Просмотровое);

•         Извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо

·        Воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;

·        Создавать тексты изученных стилей и жанров;

·        Свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;

·        Соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

·        Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

·        Соблюдать нормы русского речевого этикета;

·        Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•         Осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

•         Развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

•         Удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

•         Увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

•         Получения знаний по другим учебным предметам.

Основная школа 8 – 9 классы
Русский язык Рабочая программа по курсу «Русский язык» для обучающихся

10-11 классов ГБОУ СОШ № 210  Центрального района Санкт-Петербурга разработана на основе:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»

— Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации  от 05.04.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, среднего (полного) общего образования»

— Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации 09.03.2014 № 1312;

— Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга;

— Основная образовательная программа основного общего образования (10-11классы);

— Годовой календарный план-график;

— Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга: пояснительная записка, учебный план;

— Учебно-методический комплекс 5-11 классов.

В программе учитываются основы федерального компонента государственного стандарта общего образования. Содержание курса русского языка в 10-11 классах базового уровня обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической и культурологической компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Требования к подготовке учащихся 10-11 классов:

 

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

—          связь языка и истории, культуры русского и других народов;

—          смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

—          основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

—          орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

—          адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

—          использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

—          осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

—          осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

—          извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

—          свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

—          передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

—          использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

—          создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

—           формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

—          выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

—          высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

—          владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

—          создавать устное высказывание на лингвистические темы;

—          владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

—          оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

—          проводить разные виды языкового разбора;

—          опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

—          анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

—          применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;

—          грамматические нормы современного русского литературного языка;

—          соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

—          эффективно использовать языковые единицы в речи;

—          соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

—          участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

—          фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Предполагаемый курс русского языка рассчитан на 68 ч в

10 кл. и 68 ч. в 11 кл.

Старшая школа

10-11 классы