Аннотация к рабочей программе по литературе

Учебные предметы Аннотации к рабочим программам Рабочие программы дисциплин
Литература Рабочая программа по курсу «Литература» для обучающихся

5 – 7 классов ГБОУ СОШ № 210  Центрального района Санкт-Петербурга разработана на основе:

•        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

•        Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

•        Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

•        Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

•        Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

•        Учебный план ГБОУ СОШ № 210 Центрального района Санкт-Петербурга – 2017–2018 гг.

•        Примерная Программа по литературе к учебнику для 5-7 классов общеобразовательной школы авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М. : Просвещение, 2012).

•          Учебно-методический комплекс 5-11 классов;

 

Требования к уровню подготовки учащихся 5-7 классов:

 

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

•  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

•  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

•  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

•  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

•  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

•  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

•  использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

•  обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

•  обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

•  обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

•  установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий  для ее самореализации;

•  обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

•  взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами;

•  выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

•  организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•  участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

•  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

•  социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

•  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

•  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального  состава;

•  формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

•  ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

•  признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

•  учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

•  разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

 

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

 

•  осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

•  выразительное чтение художественного текста;

•  различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

•  ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

•  заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

•  анализ и интерпретация произведения;

•  составление планов и написание отзывов о произведениях;

•  написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

•  целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

•  индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

 

Личностные

•  совершенствование духовно-нравственных  качеств личности,  воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

•  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет  ресурсы и др.).

Метапредметные

•  умение  понимать  проблему,   выдвигать  гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

•  умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

•  умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные

1)  в познавательной сфере:

•  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других  народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX–XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,  непреходящих  нравственных  ценностей  и  их современного звучания;

•  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;  понимать и формулировать тему, идею,  нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,  сопоставлять героев  одного или нескольких произведений;

•  определение в произведении элементов сюжета, композиции,  изобразительно  выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания   произведения   (элементы  филологического анализа);

•  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2)  в ценностно-ориентационной сфере:

•  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•  формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

•  собственная  интерпретация  (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

•  понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3)  в коммуникативной сфере:

•  восприятие  на  слух  литературных  произведений разных жанров,  осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;  уметь вести диалог;

•  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,  проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

•  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•  понимание русского слова в его эстетической функции,    роли   изобразительно  выразительных   языковых средств в создании художественных  образов литературных произведений.

У учащихся формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей.

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни.

Основная школа

5-7 классы (ФГОС)

Литература Рабочая программа по курсу «Литература» для обучающихся

8 – 9 классов ГБОУ СОШ № 210  Центрального района Санкт-Петербурга разработана на основе:

— Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации  от 05.04.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, среднего (полного) общего образования»;

— Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации 09.03.2014 № 1312;

— Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга;

— Основная образовательная программа основного общего образования (8 – 9 классы);

— Годовой календарный план-график;

— Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга: пояснительная записка, учебный план;

— Учебно-методический комплекс 5-11 классов;

 

Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов:

Предметные результаты

1)             в познавательной сфере:

— совершенствовать компетентности, необходимые для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;

— понимать ключевые проблемы изученных произведений;

— понимать актуальность изучаемых произведений, связывая их с эпохой написания, выявляя вневременное значение;

— формировать навыки анализа литературных произведений (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей, обнаружение позиции автора в произведении);

— понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— читать научно-популярные и художественные тексты;

— владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

— приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;

— формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;

— интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;

— уметь характеризовать темы и проблематику изучаемых произведения

3) в коммуникативной сфере:

— формировать компетентности осмысленного чтения  и адекватного восприятия прочитанного;

— формировать компетентности, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;

— создавать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;

— создавать творческие работы

 — писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос;

4) в эстетической сфере:

— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

— формировать эстетический вкус;

— развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;

— понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

 

Основная школа

8-9 классы

Литература Рабочая программа по курсу «Литература» для обучающихся

10-11 классов ГБОУ СОШ № 210  Центрального района Санкт-Петербурга разработана на основе:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»

— Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации  от 05.04.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, среднего (полного) общего образования»

— Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации 09.03.2014 № 1312;

— Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга;

— Основная образовательная программа основного общего образования (10 –11 классы);

— Годовой календарный план-график;

— Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга: пояснительная записка, учебный план;

— Учебно-методический комплекс 5-11 классов.

 

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным  произведениям зарубежной классики.

Основные теоретико-литературные понятия курса

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Содержание и форма.

− Художественный вымысел, фантастика.

− Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.

−  Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

−  Деталь. Символ.

− Психологизм. Народность. Историзм.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

—        Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

—        Выразительное чтение.

—        Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

—        Заучивание наизусть стихотворных текстов.

—        Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

—        Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

—        Составление планов и написание отзывов о произведениях.

—        Написание изложений с элементами сочинения.

—        Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

—        Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

—        Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

— Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 10–11 классов:

 

1)             в познавательной сфере:

— совершенствовать компетентности, необходимые для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;

— понимать ключевые проблемы изученных произведений;

— понимать актуальность изучаемых произведений .. с эпохой их написания, выявлять вневременное значение;

— формировать навыки анализа литературных произведений (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);

— понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— читать научно-популярные и художественные тексты;

— владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

— приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;

— формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;

— интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;

— уметь характеризовать темы и проблематику изучаемых произведения (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.).

3) в коммуникативной сфере:

— формировать компетентности осмысленного чтения  и адекватного восприятия прочитанного;

— формировать компетентности, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;

— создавать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;

— создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы;

 — писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос;

4) в эстетической сфере:

— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

— формировать эстетический вкус;

— развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;

— понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

 

Предметные результаты

Сформировать ключевые   предметные умения:

— понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы;

— понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;

— читать научно-популярные и художественные тексты. Читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;

— пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжет, фабулу, фрагмент текста и др.;

— формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

— анализировать художественные произведения разных родов и жанров, осуществляя целостный и фрагментарный анализ;

— на практике выявлять художественные тропы (сравнение, эпитет, оксюморон, метонимию, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу, литоту);

— на практике определять основные стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

— писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 200 слов в 7-11 классах) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов. Писать и защищать рефераты;

— практически определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической эпохе;

— исследовать художественное произведение, выявляя  понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов;

— характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;

— уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.).

— на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы.

— на практике узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.);

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой  произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  поиска нужной информации в справочных материалах;

•  развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;

•  ведения аргументированной полемики;

• определения круга чтения и оценки литературных произведений;

• самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.

Старшая школа

10-11 классы